Заключение диссертации научная статья по теме "Социальная психология"
Результаты различий показали, что потребность в самоактуализации более свойственна студентам экономических специальностей, чем студентам технических специальностей, а также женщинам экономических и технических специальностей в большей степени, чем мужчинам.- 2004 Способы подачи обратной связи и её эффекты в корпоративном тренинге
- Кандидатская диссертация по специальности - Социальная психология (психол. науки)
- Автор: Журавлева Наталья Сергеевна
- Научный руководитель: Петровская Лариса Андреевна
- Защищена в совете Д при МГУ имени М.В. Ломоносова, Факультет психологии
Содержание диссертации автор научной статьи: доктора психологических наук, Ященко, Елена Федоровна, 2006 год
Сбор эмпирической информации осуществлялся с помощью следующего набора психодиагностических методик: самоактуализационный тест (CAT) ЯЛ. Гозмана, М. В. Кроза, М. В. Латинской; факторный личностный опросник Р. Кеттелла (16 PF, форма А); методика направленности личности Б. Басса; тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. А. Леонтьева; методика диагностики реальной структуры ценностных ориентаций личности С. С. Бубновой; методика диагностики социальной креативности личности и самооценки творческого потенциала личности Н. П. Фетискина, В . В. Козлова, Г. М. Мануйлова; тест возрастающей трудности Дж. Равена; краткий отборочный тест (КОТ) В. Н. Бузина.
При этом в общей сложности было рассмотрено 25 первичных переменных (индивидуально-психологических свойств). На выборках студентов экономического и технических факультетов были выявлены критерии СА: Осознанное самопринятие, Осмысленность жизни, Жизнь как. ценность, Доверчивая смелость, Эмоциональная мудрость. Критерием могут называться несколько показателей (шкал), объединённых по какому-либо признаку.
Наиболее гибкими, пластичными в поведении являются девушки-экономисты высокого кластера (Х=55 б. ), в то время как девушки технических специальностей имеют только нормальный уровень (Х=48 б. ). Юноши, независимо от кластера, демонстрируют меньшую, чем у девушек, гибкость, находящуюся в зоне нормального, среднего уровня (ЭиУуж= 52,5 б. , Тмуя,. = 52,5 б. ). Юноши высокого кластера уступают девушкам в реализации ценностей самоактуализирующейся личности (доброта, честность перед самим собой, трудолюбие, красота, истина, духовность и т. д. ).
При этом автор исходит из представлений экзистенциально-гуманистического и деятельностного подходов, согласно которым движущей силой развития личности (движущей силой самоактуализации) является стремление к смыслу: человек творит самого себя в процессе свободной деятельности, которая является связующей нитью между субъектом и миром (А. Н. Леонтьев, V. Frankl). Содержание диссертации включает: введение, пять глав, выводы и заключение, библиографический список (597 наименований: 425 - на русском и 172 - на иностранных языках), приложение. Объём диссертации составляет 454 страницы.
Столиц); Бытие Я-и-Мир предстаёт как структура осознанных отношений к своему Я, к другим, к Природе и к Миру в целом (Б. Г. Ананьев).
Практическое значение исследования состоит в том, что разработанная концепция СА позволяет сформировать образовательный процесс, делая акцент в воспитании и обучении не только на образовательном компоненте по отношению к студенту, но и на личностном, социальном и культурно-историческом.
Самые низкие показатели социальной смелости (Кеттелл) были отмечены у девушек-экономистов низкого кластера (х=46), самые высокие - у девушек-эхономистов и юношей технических специальностей высокого кластера (х=57). Девушки технических специальностей низкого кластера имеют значения даже выше, чем девушки тех же специальностей высокого кластера (Т,ис. =52,5 б. , ТИИ5. = 54 б. ). Способность преодоления дихотомий в реальной жизни характерна для студентов всех факультетов и не зависит от уровня СА (ЭиУьыс. = 53,5 б. , ЭиУИИ1= 47 б. ; ТВЬ1С. = 54 б. , Тиз. = 53 б. ).
Ломоносова утверждён Приказом Рособрнадзора Министерства образования и науки РФ О внесении изменений в состав диссертационного совета, 2249-18021/927 от . На основании теоретического анализа автор выделяет параметры смысла в зарубежной психологии. Среди них определения смысла: высшая интегративная основа личности (P. Phénix); врождённая мотивационная тенденция, присущая всем людям и являющаяся основным двигателем поведения и развития личности; субъективное видение, накладываемое на мир (J. R. Royce, A. Powell); внутреннее зрение (. Bugental); внесение порядка в содержание сознания через интеграцию своих действий в единое переживание потока (M.
Результаты эмпирического исследования отражены в монографии Ценностно-смысловая концепция самоактуализации (2005), учебных пособиях, включающих большой монографический материал, - Психология специальных способностей, Часть I (2001) и Часть II (2004). По мере выхода из печати публикации и результаты исследования внедрялись в учебный процесс четырёх вузов Челябинска (получены справки о внедрении).
Csikszentmihalyi); переживание, рефлексивное самоосознание, опосредующее поведенческие реакции, логические принципы структурирования этого переживания, выбор значимых смыслов из множества потенциальных комбинаций и разработка их в русле сложившихся в цивилизации традиций, выражение смысловых структур посредством соответствующих символических форм (P. Phénix); продукт взаимодействия субъекта с миром, глубинное внутреннее чувство; структурный элемент сознания и деятельности; психологическая реальность, без которой невозможно построить достаточно полную теорию личности, сознания или деятельности.
Эта гибридная система была разработана, чтобы предоставить C63e уровень мощности и крутящего момента, сравнимый с неэлектрифицированным 4,0-литровым двигателем V8 с двойным турбонаддувом предыдущей модели. Добиться высокого результата можно от использования электрического турбонагнетателя, аналогичного тому, который установлен в 1,6-литровом бензиновом двигателе V6 с турбонаддувом в автомобиле Mercedes-AMG Formula 1. Структура и объём диссертации. Содержание диссертации включает: введение, пять глав, выводы и заключение, библиографический список (597 наименований: 425 - на русском и 172 - на иностранных языках), приложение.
404. Ященко Е. Ф. Половые и профессиональные различия самоактуализации: Социальный психолог: Человеческий фактор: Журнал для практических психологов и эргономистов / Под ред. В. В. Новикова. Вып. 4 (29). - Тверь. - 2004. - С. 21-23. Различия по полу. В общей выборке студентов экономического и технических факультетов девушки являются более мягкими и романтичными (Х=5,4 по шкале Кеттелла мягкость-жесткость), чем юноши, которых можно охарактеризовать как более рациональных и прагматичных (х=3,9). Девушки также отличаются большей подозрительностью, чем юноши (Х=7,2 и Х=б,4).
Во второй главе Понимание смысла в психологии представлен обзор зарубежной и отечественной литературы по психологии смысла, излагается определение смысла как интегративной основы личности, как структурного элемента сознания и деятельности в зарубежной и отечественной психологии, а также методология исследования смысловой сферы личности.
- принцип системогенетического подхода к исследованию проблем профессионального становления и реализации субъекта труда, концепция детерминации и периодизации профессионального становления личности, концепция критериев и кризисов профессионализации (Ю. П. Поварёнков); Представления российских психологов о самосознании включают в себя следующие: самосознание самостоятельный субъект, являющийся источником и основой существования духовного (Б. Бобров); самосознание необходимое и важное психологическое условие тождественности личности; самосознание -один из факторов, обусловливающих индивидуальный стиль поведения личности в различных группах и ситуациях (СЛ.
Кроме перечисленных выше традиционных методов математической статистики, использовался рад оригинальных разработок, предложенных отечественными исследователями для оценки степени организованности корреляционных плеяд и характера их конфигурации. В ходе обработки использовались статистические программы: Exel 7. 0; SPSS 7. 0; Statistika 5. 0. и Slatistika 6. 0. Согласно А. Маслоу, духовная жизнь - это часть нашей биологической жизни. Это часть Подлинного Я, идентичности человека, его внутренней сердцевины, видовой характеристики, полной человечности.
Юноши данных факультетов в большей степени, чем девушки, осознают социальные требования (Х=7,2 и 5,7 по шкале Кеттелла высокий-низкий самоконтроль поведения): они сформировали представление о собственном идеале и пытаются его достичь, умеют владеть собой, усвоили признанные нравственные нормы, имеют склонность ограничивать проявление своих чувств. Кроме того, для юношей характерен более высокий уровень принятия агрессии (х=51,1 б. и 47,5 б. ), они более креативны (Х=49,2 б. и 46,4 б. ). Диссертационный совет Д по защите докторских и кандидатских диссертаций при Московском государственном университете имени М. В.
Заключение диссертации научная статья по теме "Социальная психология"
329. Томас К. Методика Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации // Столяренко Л. Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 1996. - С. 554-557. Было предпринято изучение семи выборок респондентов - студентов экономического факультета мужчин, женщин и общей выборки; студентов технических специальностей мужчин, женщин (автотракторного, аэрокосмического, факультета сервиса - инженеров по ремонту швейного оборудования) и общей выборки; женщин-дизайнеров, всего 271 человек в возрасте от 18 до 25 лет.
Рубинштейн); самосознание это свойство человека осознавать, что он является субъектом деятельности и притом субъектом со специфической психологической и социально-нравственной характеристикой (В. Н.
Цели жизни (СЖ01) 0,768 Процесс жизни (СЖ02) 0,639 Результат жизни (СЖОЗ) 0,827 Локус контроля-Я (СЖ04) 0,743 Локус контроля-Жизнь (СЖ05) 0,781 Общий балл осмысленности жизни (СЖОб) Внутренняя поддержка (В-САТ) 0,821 Компетентность во времени (А-САТ) 0,569 Спонтанность (И-САТ) 0,467 Эмоциональная устойчивость (С-Кеттелл) 0,443 Принятие агрессии (К-САТ) 0,398 Положительное отношение к природе человека (1-САТ) 0,839 Синергия (Д-САТ) 0,695 Ценностные ориентации (С-САТ) 0,503 Беспечность (Р-Кеггелл) 0,808 Доброта (А-Кетгелл) 0,581 Социабель- ность (<22-Кетгелл) -0,530 Смелость (Н-Кеттелл) 0,456 Гибкость поведения (Е>-САТ) 0,605 Мечтательность (М-Кетгелл) 0,429 Нечувствительность к себе (Е-САТ) -0,486 Конструктивные (R.
Во второй группе, с низким уровнем развития СА, - студентов технических факультетов в 2 раза больше, а женщин и мужчин приблизительно одинаково - 20 и 22 соответственно. Механизм иерархии потребностей у студентов с высоким уровнем развития С А (см. табл. 1) осуществляется за счёт уровня активности и направленности личности, связанных с трансцендентными, альтруистическими, личностно-духовными потребностями. Данная разновидность системы СА называется системой с высоким уровнем развития СА.
Мясищев); предметное сознание и самосознание -необходимые условия существования личности; важнейшая функция самосознания состоит в том, что человек должен познать и использовать законы своей собственной личности; компонентами самосознания являются: а) сознание Я, б) сознание тождественности, в) осознание своих психических свойств и г) социально-нравственная самооценка своих психических свойств (B. C. Мерлин); нельзя свести личность к её самосознанию, к Я, нельзя и отрывать одно от другого; самосознание является результатом познания; самосознание - продукт развития (В. В.
Если факторы, полученные посредством факторного анализа, характерны, присущи разным выборкам испытуемых, в данном случае студентам технических (факторный анализ 1) и Следует отметить, что в первой группе, с высоким уровнем развития СА, экономистов в 2,5 раза больше, чем студентов технических специальностей, и в 3 раза больше женщин, чем мужчин; причём среди них женщин-экономистов в 9 раз больше (28 и 3), чем женщин технических факультетов.
Пфендер); зерном самосознания является чувство Я (Т. Липпс), при этом Я -это а) центрация большинства психических функций и явлений; б) совокупность объектов, определяющих его содержание (или поле); в) защитные механизмы личности (Р. Мейли); самосознание это Я физическое, Я духовное и Я социальное (W. James); самосознание социально детерминировано (П. Жане); человеческая самость с особой силой проявляется в пограничных ситуациях страдания и имеет смысл лишь в соотнесении себя с другими, в коммуникации (К.
Frankl); зрелость (итог развития личности) - это состояние оптимального: стремление основываться на настоящем, опираться на самого себя и нести ответственность за себя, степень соответствия между личностью и организмом определяют зрелость и психологическое самочувствие (F. Perls). Результаты эмпирического исследования отражены в монографии Ценностно-смысловая концепция самоактуализации (2005), учебных пособиях, включающих большой монографический материал, Психология специальных способностей, Часть I (2001) и Часть II (2004). По мере выхода из печати публикации и результаты исследования внедрялись в учебный процесс четырёх вузов Челябинска (получены справки о внедрении).
Жизни, эмоциональная увлечённость жизнью, результат жизни, локус контроля-Я, локус контроля-Жизнь, общий балл осмысленности жизни, которые образуют симптомокомплексы вокруг ядер Осознанное самопринятие и Осмысленность жизни, которые едины для высокого и низкого уровней развития самоактуализации, обеспечивая вертикальные связи между личностно-деятельностным и ценностно-смысловым уровнями структуры метасистемы самоактуализации, определяя собой высший уровень; и механизмы функционирования самоактуализации: высший уровень потребностной иерархии, связанный с реализацией бытийных ценностей - ценностей-идеалов; умение взаимодействовать с людьми и участие в самоактуализации на результативном, метасистемном уровне посредством сформированного свойства личности.
Проведённый теоретический анализ показывает, что сложились условия, позволяющие изучать феномен самоактуализации не только на аналитическом уровне, но и на другом, более адекватном, метасистемном уровне, рассматривая самоактуализацию в единстве её структурных, функциональных и динамических аспектов. С нашей точки зрения, такой теоретической базой является методология метасистемного подхода (A. B. Карпов).
Входит в состав IUPsyS Международный союз психологической науки при ЮНЕСКО и Европейской федерации психологических ассоциаций (EFPA)
Чем выше лежит р рассматриваемый феномен, тем более редок он в популяции, тем выше число необходимых для него условий, тем более благоприятной должна быть социальная ситуация, тем более высоким должно быть качество образования, - считал А. Маслоу (1970) [218; 557]. Его идеи актуальны и теперь. Несмотря на то, что А. Маслоу изучал самоактуализацию преимущественно в зрелом и пожилом возрасте, он ставил задачу её изучения у молодёжи, максимально переживающей процесс развития и обладающей психическим здоровьем, являющимся развитием и движением в сторону самоактуализации [218, с.
Эти студенты не ценят свои достоинства и не стремятся к СА, но выполняют внутреннее предназначение, дело, реализуют суть своей природы, не заботясь об оценках общества, самоактуализируются в личностно-духовном плане (общение, творчество, бескорыстное познание). Механизм иерархии потребностей у студентов с низким уровнем развития СА (см. табл. 2) осуществляется за счёт актуализации себя в социуме, соблюдения общепринятых норм и правил, поиска адаптивной ниши. Эти студенты ценят свои достоинства, имеют высокую и завышенную самооценку, исполнительны, недоверчивы, стремятся адаптироваться в обществе, самоактуализироваться в социально-материальном плане. Они определяют систему с низким уровнем развития СА.
Статистические методы обработки эмпирических данных включают корреляционный анализ по К. Пирсону, определение различий с помощью t- Диссертационный совет Д по защите докторских и кандидатских диссертаций при Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова утверждён Приказом Рособрнадзора Министерства образования и науки РФ О совете по защите докторских и кандидатских диссертаций при МГУ имени М. В. Ломоносова, 2397-1831 от .
Показатели по шкале природы человека у девушек высокого и низкого кластеров лежат в зоне нормального, среднего уровня, как, впрочем, и у юношей, хотя их значения в целом ниже, чем у девушек (ЭиУВЬ1С. = 49,5 б. , ЭиУН10= 49,5 б. ; Тис= 53,5 б. , Тга= 45,5 б. ). Девушки в повседневной жизни полнее принимают и ценят противоположные, на первый взгляд, стороны В зарубежной психологии известны такие представления о самосознании, как самосознание фиксирует знание о собственном само, которое создаётся самим психическим субъектом, и должно быть независимым от внешних влияний (А.
May); саморазвитие это единство ума и тела как двух различных и несовместимых аспектов существования (С. Rogers); саморазвитие -это обращение к внутреннему осознанию своей подлинной природы, стремление к целостности через освобождение от строгих рамок Я-концепции с целью реализации своего потенциала (. Bugental); самореализация это процесс, в течение которого человек освобождается от господства личности, выходит из-под её контроля и начинает использовать свою личность в качестве инструмента своей сущности (JI. Бинсвангер, М. Boss, М. Мерло-Понти); движущая сила развития личности стремление к смыслу (V.
Защищенные диссертации сортировать по фамилии диссертанта сортировать по году защиты
Результаты диссертационного исследования включены в лекционные и практические курсы по общей, возрастной, дифференциальной и социальной психологии факультета психологии Южно-Уральского государственного университета (Челябинск), а также в курсы Психология и педагогика, Психология управления, Управление трудовым коллективом, Управление персоналом, Формы репрезентации личности в музыкальном искусстве. Кроме Факторизации подвергались результаты диагностики испытуемых по трем методикам: самоактуализационный тест ЛЛ. Гозмана, М. В. Кроза, М. В. Латинской (CAT); многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла (16 PF, форма А); тест смысложизненных ориентаций (Д. А. Леонтьев).
Объём диссертации составляет 454 страниц. Подтверждены результаты исследований Л. Я. Гозмана и его сотрудников (1995) относительно тесных связей самоактуализации с низкой напряжённостью и исследований Э. Шостром (1966) относительно ее связей с социальной смелостью. Напряжённость (Кеттелл) имеет 9 отрицательных корреляционных связей с показателями тестов CAT и СЖО. Социальная смелость (Кеттелл) имеет 8 положительных корреляционных связей с показателями теста CAT, а всего 20 связей со всеми показателями данного исследования, включая отрицательную связь с чувством вины (Кеттелл).
131. Зейгарник Б. В. Опосредствование и саморегуляция в норме и патологии // Вестник МГУ. Сер. 14, Психология. - 1981. - 2. - С. 9-15.Source: http://nauka-pedagogika.com
- Диссертационный совет Д при МГУ имени М.В. Ломоносова - диссертационный совет | ИСТИНА Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных
- Диссертационный совет Д при МГУ имени М.В. Ломоносова - диссертационный совет | ИСТИНА Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных
- Диссертационный совет Д при МГУ имени М.В. Ломоносова - диссертационный совет | ИСТИНА Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных